Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тырновская средняя общеобразовательная школа»
Пронского района Рязанской области
391151 Рязанская область Пронский район с.Тырново ул.Истья д 22    Тел / факс (49155) 39-6-42
                        E-mail:tyrnovo@mail.ru, ОГРН 1026200622260, ИНН 6211004118, КПП 621101001

 

Рассмотрено                                                                                    Утверждаю

на педагогическом совете                                                               Директор школы ________/Н.В.Рыбалкина/

пр. №1 от 28.08.2015 год                                                               пр. № 127 от 01.09. 2015 год

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА
ШКОЛЬНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

«Взгляд»

Классы:  7-11 классы                   

Количество часов –  32               

                                                    Автор: Гонтарь Анна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания

 

Информационная  карта

Функции  программы - образовательная

Вид  программы -  модифицированная

Срок  реализации -  1 год

Базовое  образование - с 14 лет

Образовательная  область – дискуссия, диалог-размышление, культура  речи, мыслительная  операция, коммуникативные  возможности, эмоциональность речи, устное  выступление, тип  и стиль  речи, речевые ошибки, способы  связи  речи, композиция  речи.

Направленность – художественно-эстетическая

Форма  организации  образовательного  процесса - групповая

Уровень  программы -  базовая

Формы  реализации программы -  стационарная

Формы  обучения – беседа, игра, дискуссия, диспут,  встреча, проект, викторина, исследовательская  деятельность, творческая  работа, круглый  стол, психологический  тренинг, устный журнал, аквариум, ток-шоу, мозговой  штурм.

Методы  обучения:

- словесные  методы;

- наглядные  методы;

-методы проблемного  обучения;

- игровые  методы

I. Пояснительная записка

         Настоящая рабочая программа дискуссионного клуба «Взгляд» относится к типу  общеобразовательных.

         Образование сегодня  - это возможность осуществления человека в культуре. Чтобы эта возможность стала реальностью, необходимо определить стратегию самого образования, во всяком случае, его институализированных форм. Такой стратегической линией развития современного образования, а значит, и формирования духовно-нравственной личности    выступает гуманитаризация, направленная на обогащение ребёнка социальным опытом и осознанию своего Я  в мире.

         Дополнительное образование  при точной постановке проблемы и продуманной реализации позволяет перейти к формированию школы на принципах новой интеграции – интеграции не по формальным, а по функциональным и смысловым признакам. Это особенно важно в период модернизации образования, период выработки новых принципов управления школой, период определения приоритетов образования.  
          Современная   школа испытывает ряд серьезных трудностей, имеющих не организационный и не административный характер. К ним, прежде всего, относится проблема выстраивания единого воспитательного пространства школы. Это пространство возможно выстроить при внедрении единого подхода, единой модели воспитания, какой является культуроведческое  образование школьников, субъективизация личности ребёнка средствами искусства.

Отсюда цель деятельности дискуссионного клуба определена следующая:

выстроить систему нравственных смыслоориентированных координат, которые и станут новой воспитательной платформой для ребёнка.   Такая платформа должна обладать важными системообразующими качествами: универсальностью, интегральностью и иерархичностью. Кроме того, воспитательная платформа дискуссионного клуба  должна обладать креативным, личностнообразующим   и дидактическим потенциалами, органичными для ее внутреннего (смыслового) содержания. Следовательно, она позволит решить задачи:

воспитание нравственных и духовных качеств личности;

* формирования целостного  и эмоционально-образного восприятия мира;

*  развитие познавательной, социальной, творческой активности;

* развитие позитивного отношения к ценностям образования и культуры;

*  развитие художественного вкуса и эстетических потребностей;

С этой точки зрения точки можно дать определение деятельности клуба  как процесса смыслообразования, стимулированного   программой личностного роста и познавательной деятельностью школьника, системно организованного и иерархически выстроенного. Такое определение позволяет расставить (в иерархическом порядке – сверху/вниз) следующие педагогические акценты,    на основании которых и определена цель и задачи:

  • Формирование самоопределяющейся, осмысленной, социально активной, творческой личности.
  • Выстраивание ценностной шкалы с учетом традиционных и современных духовных, социальных и экзистенциальных ценностей в проекции на будущетворение.
  • Введение в сознание учащихся ряда кодов культуры, позволяющих организовать своё устойчивое социокультурное пространство.
  • Осуществление перехода от восприятия текстов культуры к воссозданию и созданию текстов поведения.
  • Цель и задачи программы:      

 Цель:  развитие  творческих  способностей  учащихся, их познавательных интересов, формирование высоких  нравственных  чувств.

Развивающие задачи программы:

 обучающиеся смогут:

  1. определить свои жизненные планы, выбрать профессию.
  2. прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуться в личностном развитии, в обретении собственной идентичности.
  3. сформировать умение участвовать в дискуссии.
  4. развить  коммуникативные возможности.

Обучающие задачи программы:

обучающиеся смогут:

  1. овладеть основными операциями мыслительной деятельности - синтезу, анализу, общению, развить образное  и аналитическое мышление.
  2. расширить кругозор и словарный запас.
  3. сформировать умение быстрого поиска информации, критического отношения к ней.      

Воспитательные задачи программы:

обучающиеся смогут:

  1. обогатить свой духовный мир в процессе дискуссии
  2. реализовать свои потребности в самосовершенствовании и     самоутверждении
  3. сформировать активную гражданскую позицию, высокие  нравственные  чувства, позитивное  отношение  к миру.

Реализация целей и задач осуществляется следующими условиями работы:

1. Материальные условия:

- наличие помещения для заседаний организационного комитета и для проведения дискуссии;

- технические средства (компьютер, аудио- и видео-материалы, доступ в Интернет и т. д.).

2. Организационные условия:

- организация самоуправления школьного дискуссионного  клуба «Взгляд» с помощью инициативной группы учащихся;

- создание коллектива единомышленников;

3. Психологические условия:

  • создание условий работы, в которых формируются отношения сотрудничества, доверия и взаимоуважения;
  • формировать искренние, доброжелательные отношения в клубе, что повлияет на эмоциональное восприятие жизни;

         Практическая направленность деятельности:

         - создание презентаций;

         - написание эссе, исследовательских работ;

         -организация дискуссий в школе для обучающихся среднего школьного возраста.

         Аудитория:

         Старшеклассники школы (7-11 классы, педагоги школы, родители)

         Регламент работы – каникулярное время

         Количество часов в год –

 

II. Содержание рабочей программы

(с указанием всех тем и конкретным распределением учебных часов по разделам курса)

Тема  раздела

Содержание темы

Вот моя деревня! Вот мой дом родной! 10 часов.

  1. Вводное занятие. 1 час
  2. Рекомендации для проведения исследовательских работ. 2 часа
  3. Круглый стол – История нашего села. 2 часа
  4. Дискуссия на тему «Где лучше жить в городе или в селе?» 2 часа
  5. Дебаты на тему «Значение села Тырново в истории развития Пронского района» 2 часа
  6. Заключительное занятие. Подведение итогов. 1 час.

Моя Рязань. 10 часов.

  1. Вводное занятие. 1 час.
  2. Круглый стол на тему « Рязань: вчера.сегодня.завтра».2 часа
  3. Занятие-аквариум на тему « Знаменитые рязанцы в истории России» 2 часа
  4. Мозговой штурм на тему «Зачем нужно знать историю своей малой Родины?» 2 часа
  5. Создание презентаций на тему «С чего начинается малая Родина? 2 часа
  6. Заключительное занятие. Подведение итогов. 1 час

О, моя Россия! 12 часов.

  1. Вводное занятие. 1 час
  2. Круглый стол на тему « С чего начинается Родина?» 2 часа
  3. Дебаты на  тему « Россия в XVI веке. На перепутье. Парламентский путь или самодержавие?»2 часа
  4. Создание презентаций на тему « Проблемы иностранного вмешательства в годы гражданской войны» 2 часа
  5. Дискуссия на тему « Сила права или право силы?» 2 часа
  6. Занятие-аквариум «Связь истории Отечества с историей моей малой Родины» 2 часа
  7. Заключительное занятие. Подведение итогов. 1 час

 

        Для успешного проведения дискуссии надо учитывать:

-тема должна быть актуальной, задевать за «живое»;

-аудитория должна быть подготовлена к проблеме (предварительный опрос, информация по проблеме, листовки и т.д.)

-следует обеспечить участников материалом для записей идей, предложений, иллюстрации мыслей, чтобы результаты были доступны для всеобщего обозрения (можно заменить компьютером, интерактивной доской);

-в ходе дискуссии участников надо разбить на группы по 5-6 человек (или по классам), учитывая, что каждый имеет право голоса, с учетом наличия в каждой из них заинтересованных участников;

-участников лучше разместить по кругу, для лучшего общения, все должны видеть друг друга.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

         Предоставить возможность членам клуба приобрести следующие умения:

- собирать, отбирать, перерабатывать и структурировать информацию в различных источниках (вербальных, визуальных, Интернет-источниках, архивных документов);

- ориентироваться в энциклопедиях, справочниках, в том числе в формах вики;

- сопоставлять разные культурные тексты, делать логические выводы и определять коэффициент  полезности для собственного жизненного пространства;

- анализировать сложные произведения искусства, выявлять их художественную ценность, интерпретировать смыслы, открывая их для себя.

         Обеспечить членам клуба условия интеллектуального и духовно-нравственного роста, сформировать следующие навыки:

- публичного выступления (создавать текст выступления, отстаивать свою точку зрения, освоить правила ведения диалогов, полилогов);

- создания собственного продукта, аккумулировав его в обществе одноклассников, друзей, а также в сетях Интернета;

- использования знаний и умений в практической деятельности, программировать свой жизненный путь, выносить нравственные уроки;

- коммуникации, слышать себя и других, жить по совести.

 

Список литературы:

  1. Р. Алберти, М. Эммонс Самоутверждающееся поведение. Санкт-Петербург. 1998.
  2. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997.
  3. Л.П Гришак. Общение с собой. - М., 1999.
  4. Н.Н.Кохтев Риторика М., 1996.
  5. Р.Р. Немов Психология. - М., 1990.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
  7. П. Тресс, Ж. Пиаже Экспериментальная психология., - М., 1966.
  8. Р. Цукерман.  Психология саморазвития.. Москва, 1995.
  9. В.Франкл. Человек в поисках смысла. - М., 1991.
  10. Э. Фромм. Бегство от свободы. - М., 1990.
Вход на сайт

Вопрос-ответ
Облако
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0